В Заславле на протяжении его истории существовали различные виды мельниц: водяные, ветряные, паровые. До наших дней сохранилась только паровая, построенная в 1910 г. на средства состоятельного местного жителя Мехедко-Савицкого.

Мельница представляет собой срубное здание, в котором мукомольные механизмы распределены по трем этажам. Сердце мельницы (жерновой постав) находится на втором этаже. Там же расположена круподерка – машина для производства крупы и очищения зерен от отрубей.

Сначала механизмы мельницы работали от парового двигателя, так называемого локомобиля, котел которого топился дровами. В 30-е годы ХХ в. локомобиль был заменён более эффективным однопоршневым нефтяным двигателем, произведенным в 1928 г. в Варшаве на заводе "Perkun", а в конце 1940-х гг. был заменен электродвигателем.

До 1989 года на мельнице осуществлялся помол, однако здание требовало ремонта. После реставрации и музеефикации в 1990 г. старинное здание стало центральным объектом этнографического комплекса “Мельница” историко-культурного музея-заповедника "Заславль", в который входят дом завозников, свиран и кузница.

Паровая мельница в Заславле – памятник промышленного наследия начала ХХ в. с аутентичными зданием, механизмами и производственным процессом.

Дом завозников

В начале ХХ в. рядом с мельницей был построен дом, своеобразная гостиница для завозников – крестьян, ожидавших очереди на помол. Кроме завозников, остановиться в ней могли все желающие, которые по разным причинам посещали Заславль.

Дом был поставлен на каменный фундамент, накрыт гонтом. Состоял из сеней и чистой (светлой) половины. К сожалению, оригинальное здание дома завозников не сохранилось. В 1992 году гостиница была реконструирована музеем-заповедником "Заславль" в первозданном виде. В сенях дома завозников находятся небольшая печь-плита, угловой шкаф (кутник), полки с керамической, медной и латунной посудой, стол с самоваром, подвесной умывальник. На стенах висят бурносы (зимняя одежда из валяного сукна), а также предметы конной упряжи. Во второй половине дома пол настелен из досок, стены оштукатурены и побелены. Важными элементами интерьера являются кафельная печь, полати с сенниками, диван и немецкие маятниковые часы. По диагонали от печи – в красном углу висит икона. В интерьере гармонично соединяются черты городского и деревенского быта, что было характерно для местечковых домов начала ХХ века.

Сейчас в доме завозников проводятся экскурсии, театрализованные экскурсии, музейно-педагогические занятия.

Свиран

Свиран – традиционная для белорусского хозяйства второй половины XIX - начала XX в. постройка, которая использовалась для хранения продуктов, частично одежды и бытовых вещей. Это название было характерно для запада Беларуси. На востоке укоренилось название “клеть".

Деревянный свиран возле Заславской мельницы стоит на каменном фундаменте. Его главный фасад представляет собой галерею с балконом, богато украшенными резьбой. Изнутри, вдоль стен, тянутся сусеки для зерна. В центре находятся сплетенные из лозы и соломы шияны, разных размеров кублы, а сбоку – арфа.

Свиран был построен в 1890 году в д. Михничи Поставского р - на Витебской обл. В начале 1990-х годов историко-культурным музеем-заповедником был перевезен в Заславль, а в декабре 1997 г. в нем была открыта музейная экспозиция.

Кузница

Музей-мастерская кузнечного производства открылся в 1994 году. Ни одна из многочисленных заславских кузниц не сохранилась, поэтому существующую, типичную для Центрального региона, перевезли сюда из д. Камень Воложинского р-на Минской обл. Оборудование и инструменты в основном перевезены вместе со зданием.

Кузница – срубная постройка размером 4×4 метра. Внутри восстановлена рабочая обстановка начала XX в. со всем необходимым кузнечным оборудованием. Оно состоит из горна, мехов, колоды с однорогой наковальней, ручного точильного и сверлильного станков, многочисленных инструментов: молотков, плоскогубцев, резаков и пробойников.

К правой стене кузницы пристроен навес для сохранения дров, угля. Поблизости установлен специальный станок для подковывания лошадей, здесь же на земле лежит жерновообразный камень – гбала. Он использовался для набивки на деревянные колеса повозок железных ободов.